Через дорогу от дома Чкалова, в Малом Казенном переулке, в доме № 5 располагалась Полицейская больница, открытая в 1844 году и в дальнейшем переименованная в Александровскую. Москвичам того времени она была больше известна как Гаазовская — по имени ее учредителя и основателя Федора Гааза.
НЕПРОСТОУЛИЦЫ:
Улицы Москвы — это летопись города. Здесь хранятся поразительные истории о людях, настоящих и вымышленных. Предлагаем выбрать свободный день, устроить себе квест и прогуляться по городу в поисках неочевидных находок в знакомых домах и дворах. Задача — найти места, где жили заметные в истории личности или знаковые литературные персонажи. Пройдем по маршруту и посмотрим на Москву свежим взглядом.
Наташа Ростова и эпатажный миллионер
Начинаем путешествие с Поварской улицы у Садового кольца. Когда-то здесь жили царские повара, а в XVIII веке на улице выстроились дома знатных семейств. К XIX веку Поварская превратилась в центр московской аристократии, сюда переехали Шереметевы, Долгоруковы, Голицыны, Волконские — княжеские семейства с многолетней историей и огромными капиталами.
Такое соседство стало желанным для творческой интеллигенции. На Поварской часто бывал писатель Лев Толстой, он регулярно гостил у семьи Боде-Колычевых в доме Федора Соллогуба (№ 52/55). Светские приемы и сама усадьба настолько поразили Толстого, что здание послужило прообразом дома Ростовых в романе «Война и мир» — в советское время на доме даже появилась соответствующая табличка. Некоторые литературоведы и краеведы считают, что это всего лишь легенда, однако она прижилась.
Поварская улица сыграла огромную роль и в театральной жизни столицы. В 1819 году в дом на территории церкви Симеона Столпника въехал молодой и тогда еще малоизвестный артист Павел Мочалов. В дальнейшем он поступил в труппу Малого театра и стал главным актером эпохи романтизма. А в конце XIX века помещение в здании под № 13 арендовали перспективный режиссер Константин Станиславский и именитый тенор Федор Комиссаржевский. Здесь они открыли оперно-драматическое училище московского Общества искусства и литературы, где обучали певцов и актеров, а также регулярно устраивали спектакли. Здание сохранилось, и сейчас в нем располагается Верховный суд России.
С именем Станиславского связан еще один адрес на Поварской. В 1905 году в доме Гирша на углу Мерзляковского переулка открылась экспериментальная театральная студия. Вместе со Станиславским здесь работал молодой актер и режиссер Всеволод Мейерхольд. Это здание не дошло до наших дней, оно было разрушено во время Великой Отечественной войны. Сейчас на месте, где когда-то стоял дом Гирша, располагается ЖК «Театральный Дом» (улица Поварская, 8). А по соседству, по адресу Никитский бульвар, 7А, находится музей Николая Гоголя: в этом особняке писатель провел последние годы жизни и, по легенде, сжег второй том «Мертвых душ».
Выходим в начало Нового Арбата и оказываемся у улицы Воздвиженки. Здесь в глаза бросается причудливый дом, сочетающий в себе элементы модерна и эклектики. Это здание под № 16, первоначальным владельцем которого был миллионер Арсений Морозов из знаменитого и богатого рода купцов и промышленников Морозовых. В начале 1890-х он вместе с архитектором Виктором Мазыриным путешествовал по Испании и Португалии. Морозова настолько впечатлили здания в неомавританском стиле, что он решил построить что-то подобное для себя. Дизайн проекта он разработал совместно с Мазыриным.
Сейчас дом Арсения Морозова — объект архитектурного наследия. Внутри обустроена столовая в виде рыцарского зала, гостиная в стиле ампир, арабская и китайская комнаты, а снаружи привлекают внимание лепные ракушки и витые колонны, сразу выделяющие дом на фоне других зданий. Впрочем, в конце XIX века москвичи были совершенно иного мнения: тогда особняк вызывал множество насмешек и нелестных эпитетов. Кстати, Морозов прожил в своем причудливом доме недолго: в 35 лет он на спор прострелил себе ногу, пытаясь доказать, что не чувствует боли, и спустя пару дней умер от заражения крови.
Выходим на улицу Знаменку. В доме № 12 сейчас находится Музыкальная школа имени Гнесиных, а в XIX веке особняк принадлежал тайному советнику Сергею Гагарину. У него в гостях бывали именитые литераторы того времени: Лев Толстой, Иван Тургенев, Николай Карамзин. Считается, что дом стал прототипом особняка Кирилла Безухова, отца Пьера Безухова из романа «Война и мир». В произведении «Анна Каренина» это же здание упоминается как усадьба Стивы Облонского.
Дом № 7 на Знаменке также может похвастаться именитыми жильцами. До революции тут жил физиолог Иван Сеченов, а после 1917 года в одной из квартир поселился Михаил Бонч-Бруевич. Он начинал карьеру как военный, а в советское время переквалифицировался в геодезиста и сделал значительный вклад в развитие картографии. В частности, по его идее в 1924 году основали государственное техническое бюро «Аэрофотосъемка», оно занималось съемкой территории России с летательных аппаратов и составлением карт на основе полученных материалов.
Сосед-пингвин и купец-агроном
Покидаем Знаменку, проходим мимо Боровицкой площади и переходим Большой Каменный мост через Москву-реку. Еще на мосту обращаем внимание на знаменитый Дом на набережной, расположенный по адресу улица Серафимовича, 2. Здание, построенное в конце 1920-х, изначально предназначалось для советской номенклатуры. В 1950-е дом заселяли известные личности не только из органов власти: актеры, режиссеры, ударники труда и ученые.
Самыми же знаменитыми жителями Дома на набережной неожиданно оказались не люди, а животные: белый медвежонок Фомка и пингвин Илюша. Медвежонка в Москву привез полярник Илья Мазурук, он подобрал осиротевшего детеныша во время экспедиции на остров Котельный в Восточно-Сибирском море. Когда зверь повзрослел, ему стало тяжело находиться в квартире, и медведя отправили в Московский зоопарк. История появления у Мазурука другого питомца, пингвина Илюши, доподлинно не известна, однако он до конца своих дней прожил в квартире у полярника.
Переходим Малый Каменный мост и оказываемся на улице Большой Полянке. Здесь, в здании № 28, располагается легендарный Дом артистов, построенный в 1937 году для деятелей кино. Среди его бывших жильцов — режиссер Дзига Вертов, один из основателей и теоретиков документального кино. Его «Человек с киноаппаратом» 1929 года считается критиками одним из величайших документальных фильмов в истории кино.
Сворачиваем в 1-й Хвостов переулок и оказываемся на Большой Якиманке. Самое знаменитое здание улицы под номером 43 — дом купца Игумнова, где сейчас расположена резиденция посла Франции в России. Николай Игумнов был одним из богатейших людей конца XIX — начала XX века. Ему принадлежали золотые прииски в Сибири и текстильное предприятие «Ярославская Большая мануфактура», доставшиеся по наследству.
Купец жертвовал деньги школам, приютам и больницам, однако больше всего он мечтал стать частью светского общества. В его доме на Большой Якиманке регулярно устраивались пышные приемы, один из которых стал роковым. В 1901 году во время званого ужина Игумнов рассыпал по полу монеты, на которых был изображен Николай II. Недоброжелатели нашли в этом политический подтекст и донесли императору, после чего купца сослали в Абхазию. Там Игумнов сразу же выкупил территорию, на которой высадил экзотические фрукты, среди которых были мандарины. Считается, что именно благодаря Игумнову эти фрукты появились и стали культивироваться в Абхазии, до этого они там не росли.
В районе Большой Якиманки, по адресу 1-й Голутвинский переулок, 16, строение 1, находится дом семьи Третьяковых, в котором родились Сергей и Павел Третьяковы. Большинству они известны как меценаты и коллекционеры, подарившие Москве одноименную галерею. Между тем братья были успешными предпринимателями. Их отец Михаил Захарьевич с детства приучал мальчиков работать в своих купеческих лавках. Когда его не стало, Павлу было восемнадцать, а Сергею — шестнадцать. Помимо ответственности за торговлю, на их плечи легли и заботы о бумагокрасильной и отделочной фабриках.
Несмотря на юный возраст, братья Третьяковы не только продолжили дело отца, но и открыли собственную фирму по продаже российских и импортных товаров: шелка, бархата, шерсти, льна, столового и постельного белья. Павел отвечал за бухгалтерию, а Сергей занимался поставками из-за границы. Позднее братья организовали в Костроме прядильную и ткацкую фабрику. Успешная торговля и предпринимательство в дальнейшем позволили Третьяковым собрать обширную коллекцию живописи.
Нобелевский лауреат и бизнесмен-краевед
Выходим к Садовому кольцу и оказываемся вблизи улицы Мытной. Самое примечательное место в этом районе — Морозовская больница (4-й Добрынинский переулок, дом 1/9). Она была построена промышленником Алексеем Морозовым на деньги, оставленные его отцом Викулом — в честь него заведение и получило свое название.
Для династии Морозовых благотворительность была традицией, и Алексей Викулович не стал исключением. В 1900 году в Москве среди детей свирепствовали эпидемии коклюша и дифтерии. Лечение было сложным и дорогим, не каждая семья могла себе его позволить. Глядя на это, Морозов решил построить детскую больницу, в которой каждый ребенок смог бы получить помощь безвозмездно. В стенах Морозовской больницы работало множество выдающихся врачей. Например, Тимофей Краснобаев, практиковавший тут с 1939 года, считается одним из основоположников детской хирургии.
Идем по Садовому и выходим на улицу Валовую. Параллельно ей располагается улица Зацепа, здесь разворачиваются события комедии Александра Островского «В чужом пиру похмелье» — история любви учительской дочери и сына богатого купца. Выходим на Малый Краснохолмский мост, проходим мимо Шлюзовой набережной. Когда-то тут была промышленная зона, однако теперь это живописное место с современными офисными центрами и жилыми домами.
Среди наиболее интересных — будущий ЖК «Монблан» по адресу Шлюзовая набережная, 2/1. В архитектуре здания прослеживается эклектичный стиль Москвы: хай-тек главной башни с ее «ледяными» фасадами уравновешивается спокойной геометрией фасадов строений ниже, а большие окна и строгий минимализм отдают дань району и напоминают о заводах, возведенных здесь в начале XX века, но не сохранившихся до нашего времени.
Проходим Нижнюю Краснохолмскую улицу и оказываемся на пересечении с Космодамианской набережной. Ее можно считать архитектурной летописью Москвы, здесь представлены здания разных эпох. Старейшее здание набережной — спрятанные во дворе палаты купца Бабкина XVII века, одно из новейших — клубный дом «Космо 4/22» по адресу Космодамианская набережная, 4/22. Его фасады выполнены в стиле неоклассика, а за основу корпуса, выходящего на набережную, взят облик доходного дома купчихи Чепышевой 1901 года, который ранее стоял на этом месте. В доме № 32–34, возведенном в 1945 году, жил Илья Франк, нобелевский лауреат по физике 1958 года, удостоившийся награды за открытие и истолкование эффекта Черенкова*.Эффект Черенкова используется в исследованиях физики высоких энергий. Когда какая-либо заряженная частица, например электрон, на высокой скорости входит в прозрачную среду, возникает свечение. Благодаря этому эффекту на дне океана, куда не доходят солнечные лучи, вследствие распада радиоактивных изотопов вода испускает слабое свечение.
После Большого Краснохолмского моста продолжаем идти по Садовому кольцу и оказываемся на улице Земляной Вал. В доме № 53, расположенном на территории парковой зоны, с 1880-х жил Николай Найденов, представитель купеческой династии Найденовых. В разные годы он управлял семейным бизнесом (текстильными фабриками), был учредителем Московского торгового банка, избирался депутатом городской думы.
Занимаясь благотворительностью и будучи меценатом, Найденов интересовался историей Москвы и в частности купеческого сословия. Предприниматель организовал масштабную фотосъемку столичных храмов для каталога, опубликованного в 1882–1883 годах. Можно сказать, что благодаря ему современные краеведы и историки имеют представление о том, как выглядели многие церкви, не сохранившиеся до нашего времени.
Дом № 14/16 по улице Земляной Вал — типичная для Москвы «сталинка». Здесь в разное время жили советские деятели, самый известный из которых — летчик Валерий Чкалов. В 1937 году он первым в мире совершил беспосадочный перелет через Северный полюс. В 1938-м, когда летчик погиб во время испытания нового истребителя, Земляной Вал переименовали в Чкаловскую улицу, а в 1950-е — в улицу Чкалова. Старое название вернули только в 1990 году.
Святой доктор и бриллиантовый князь
Доктор немецкого происхождения переехал в Россию из Германии в 26 лет, с тех пор он активно участвовал во врачебной жизни государства. Занимаясь частной практикой в Москве, Гааз помогал бороться со вспышками эпидемий, служил хирургом во время Отечественной войны 1812 года, организовывал новые больницы. Он был одним из первых врачей, обративших внимание на состояние здоровья заключенных.
Гааз брал деньги исключительно с состоятельных пациентов. Каждый раз, когда императорским указом ему полагались выплаты за врачебную работу, он отказывался от денег. Все, что получал, он тратил на помощь беднякам. «Святой доктор», как его прозвали современники, никогда не просил за себя, при этом был готов сделать все, чтобы помочь неимущим. Когда в 1852 году Гааз умер, оказалось, что его личных средств не хватает даже на похороны — их устроили на деньги полиции. Юрист Анатолий Кони вспоминал, что в прощальной процессии участвовало 20 тыс. человек. Неудивительно, что Гааз стал легендой еще при жизни, а упоминания о нем можно встретить в произведениях Федора Достоевского и Антона Чехова. В 2010-х Римско-католическая церковь, к которой принадлежал Гааз, начала процесс его канонизации, то есть причисления к лику святых.
С Земляного Вала сворачиваем на Старую Басманную улицу. По адресу дом № 21/4 располагается городская усадьба, возведенная в 1801 году по заказу князя Александра Куракина. Будучи близким другом императора Павла I, он привык жить на широкую ногу. В своем московском доме князь бывал редко, но каждый его приезд сопровождался роскошными приемами. В 1826 году сюда заезжал император Николай I. Куракин трепетно относился к своему гардеробу и обожал драгоценные камни в качестве украшений. За это он получил прозвище «бриллиантовый князь».
Старая Басманная перетекает в Спартаковскую, а затем в Бакунинскую улицу. В современном виде она возникла в XVIII веке, а до этого здесь было село Рубцово, принадлежавшее семье Романовых. Когда-то между Бакунинской улицей и набережной реки Яузы были леса, где любил охотиться царь Михаил Федорович.
Теперь здесь располагаются жилые дома, окруженные теми самыми деревьями, которые наблюдали княжеские семьи позапрошлого века, они формируют парки «Лефортово» и «Измайлово». В ближайшее время недалеко от них вырастет новый яркий проект футуристичного вида — ЖК «Дом 56» по адресу улица Фридриха Энгельса, 56.